Аввакум (Аввакум Петрович)
(около 1620 - 14.04.1682)
Церковный деятель, один из главных идеологов старообрядческого движения, выдающийся писатель. Происходил из семьи священника. Аввакум был священником в селе Лопатницы Нижегородского уезда. В 40-е годы XVII века являлся членом "Кружка ревнителей благочествия", которым руководил царский духовник Стефан Вонифатьев. В начале 50-х годов стал протопопом (то есть старшим священником, настоятелем церковного клира) в городе Юрьевце на Волге, а затем священником московского Казанского собора.
Когда Никон начал проводить церковную реформу, Аввакум резко осудил ее в своих посланиях, написав, что "...в Москве поселился антихрист, Никон и царь Алексей Михайлович - два его рога, они пьют кровь святителей Иисусовых". Аввакум призывал народ твердо придерживаться старой веры и готовиться к концу света, который уже близок. За эти высказывания был сослан сначала в Тобольск, а потом в Даурию.
В 1663 году по приказу царя Алексея Михайловича Аввакум был доставлен в Москву. От него потребовали отречься от своих взглядов, но священник упорно отказывался это сделать и продолжал резко критиковать реформу Никона и никониан. Его взгляды нашли поддержку как в низах, так и в высших слоях русского общества. В 1664 году он снова был доставлен в Москву на церковный собор, который осудил его, лишил сана священника и предал анафеме. Аввакум был заключен в Пустозерский острог, где продолжил свои выступления против нововведений Никона. За это он вместе с тремя единомышленниками был сожжен в срубе в Пустозерске в 1682 году.
Аввкумом за всю его жизнь было создано более 50 литературных произведений. Наиболее известным является "Житие" - его автобиография, написанная ярким образным языком, в которой получили отражение современная автору эпоха, жизнь и быт русских людей. Сочинения Аввакума привлекали своей остротой и злободневностью многих грамотных крестьян и горожан России XVII столетия.
(около 1620 - 14.04.1682)

Когда Никон начал проводить церковную реформу, Аввакум резко осудил ее в своих посланиях, написав, что "...в Москве поселился антихрист, Никон и царь Алексей Михайлович - два его рога, они пьют кровь святителей Иисусовых". Аввакум призывал народ твердо придерживаться старой веры и готовиться к концу света, который уже близок. За эти высказывания был сослан сначала в Тобольск, а потом в Даурию.
В 1663 году по приказу царя Алексея Михайловича Аввакум был доставлен в Москву. От него потребовали отречься от своих взглядов, но священник упорно отказывался это сделать и продолжал резко критиковать реформу Никона и никониан. Его взгляды нашли поддержку как в низах, так и в высших слоях русского общества. В 1664 году он снова был доставлен в Москву на церковный собор, который осудил его, лишил сана священника и предал анафеме. Аввакум был заключен в Пустозерский острог, где продолжил свои выступления против нововведений Никона. За это он вместе с тремя единомышленниками был сожжен в срубе в Пустозерске в 1682 году.
Аввкумом за всю его жизнь было создано более 50 литературных произведений. Наиболее известным является "Житие" - его автобиография, написанная ярким образным языком, в которой получили отражение современная автору эпоха, жизнь и быт русских людей. Сочинения Аввакума привлекали своей остротой и злободневностью многих грамотных крестьян и горожан России XVII столетия.