Сегодня на пресс-конференции в рамках Форума Институт Развития
Информационного Общества (ИРИО) и компания Microsoft объявили о
результатах исследования «Роль ИКТ-компетенций в социально-экономическом
развитии России». В ходе экспертной дискуссии были представлены
результаты последних исследований об уровне проникновения ИКТ в России,
умениях и потребностях граждан пользоваться современными технологиями, а
также о влиянии ИКТ-компетенций как составляющей человеческого капитала
страны на инновационное развитие экономики и социальной сферы.
Согласно результатам исследования, проведённого ИРИО, уровень
ИКТ-компетенций россиян сегодня отстаёт от среднеевропейских
показателей, но этот разрыв быстро сокращается. С 2008 года разница в
доле пользователей интернета в России и странах Европейского союза (ЕС)
сократилась более чем в два раза. При этом существенное отставание еще
остается, как количественное (число компьютеров на душу населения), так и
качественное (то, как используются технологии, госуслуги в электронном
виде и т.п.). Сегодня в России не реже одного раза в неделю компьютером
пользуется 58% населения, в то время как в ЕС этот показатель составляет
69%. Приблизительно такое же соотношение и между пользователями
интернета: 56% в России и 68% в ЕС.
Лидером в освоении информационно-коммуникационных технологий в России,
безусловно, является молодёжь. Доля пользователей, еженедельно
работающих за компьютером, среди молодых людей в возрасте от 16 до 24
лет составляет 87% (92% в Европе), а в значительно более старшей группе
(от 55 до 74 лет) компьютером пользуется лишь 18% (42% в ЕС).
При этом потребность граждан современной России в использовании
технологий для решения своих личных и профессиональных задач достаточно
высока. ИКТ-компетенции всё чаще требуются при устройстве на работу:
если более 10 лет назад умение пользоваться компьютером или интернетом
было обязательным условием при приёме на работу только в 7% случаев, то
сейчас этот показатель возрос до 30%. Также жители России демонстрируют
заинтересованность и спрос на государственные услуги в электронном виде:
42% взрослого населения считают интернет наиболее удобным способом
взаимодействия с органами власти.
«Формирование ИКТ-компетенций у населения – ключевая задача в
информационном обществе. Без этого оно просто не может существовать. При
этом знания и навыки в области ИКТ становятся основными составляющими
человеческого капитала, который в постиндустриальную эпоху является
катализатором социально-экономического развития и повышения
конкурентоспособности страны, – поясняет Юрий Хохлов, председатель
Совета директоров ИРИО. – Сегодня уровень проникновения ИКТ в Россию
достиг того порога, когда становятся заметны положительные эффекты
воздействия на экономику и жизнь».
По мнению экспертов, в развитии ИКТ-компетенций ведущую роль играют
программы повышения компьютерной грамотности. И это подтверждается
исследованиями: 48% людей, когда-либо проходивших специальное обучение,
свободно владеют компьютером и выполняют большинство базовых операций,
тогда как среди людей, не обучавшихся на компьютерных курсах, опытных
пользователей насчитывается только 17%.
Источник
|